Частые вопросы по уменьшению налоговой нагрузки
Частые вопросы
Что такое налоговый мониторинг?
<p> Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организацию (п.1 ст. 105 26 НК РФ). <br><br> Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ. </p>
Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?
<p> Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст. 105.26 НК РФ): <br> совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей; <br><br> При определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента. <br><br> Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы. <br> суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей; <br> совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей. <br><br> Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105.27 НК РФ выполнение условий, установленных п. 3 ст. 105.26 НК РФ, не является обязательным. </p>
За какой период и в какой срок проводится налоговый мониторинг?
<p> Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год. <br> <br> Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 статьи 105.26 НК РФ, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом (п.5 ст. 105.26 НК РФ). </p>
Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?
<p> В период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки за исключением следующих случаев (п.1.1 ст. 88 и п.5.1 ст. 89 НК РФ): <br> представление налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг; <br> представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению; <br> представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом); <br> проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг; <br> досрочное прекращение налогового мониторинга; <br> невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. </p>
Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?
<p> По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений: <br> решение о проведении налогового мониторинга; <br> решение об отказе в проведении налогового мониторинга. <br> Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является: <br> непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с п.2 ст. 105.27 НК РФ; <br> несоблюдение организацией условий, предусмотренных п.3 ст. 105.26 НК РФ; <br> несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия; <br> несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля. <br><br> Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течении пяти дней со дня его принятия. <br><br> В течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 105.27 НК РФ, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга. <br><br> Решение о проведении налогового мониторинга за следующий период направляется организации до начала указанного периода. </p>